Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаевИванов день заполнен обрядами, связанными с водой.
Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали. В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы.
Июль – месяц летнего солнцестояния. 7 июля многие народы отмечали один из самых древних праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. В коллективной монографии, посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, говорится о том, что “на большей части территории русских элементы купальской обрядности были частично утрачены. Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение”. Праздновать Иванов день начинали 6 июля. В работе А.Войтенко на материале Подмосковья записано гадание на 12 цветах: “Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: “Этому чаво?” А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”.

По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Есть несколько народных примет на этот день. "На Иванов день солнце на восходе играет". "Сильная роса на Ивана -- к урожаю огурцов". "На Ивана ночь звездная -- много будет грибов". "Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться". А согласно пылкой фантазии якутов, в эту ночь совершаются самые невероятные чудеса.
Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличаются.
По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. Об этом пишут в исследовании “Историко - этнографические очерки Псковского края”/С.235/. В деревне Красяково мы узнаем, что [Ведьмы вечна затягивали в омуты- береговые, при воде живуть которые]. Чтобы уберечь от злых духов животных, люди выкапывают чертополох и вешают на хлев [Нада деда выкопать и повешать над дверями у хлеву, у хаты, на каптур], [перед Иваном нада деда выкапать, на хлев положить, чтобы колдуны кололись] (д.Осыно). В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду. 

Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях “молчаливая вода”. Из литературы мы узнали, что повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости.
Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий